НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА.
В начальных классах в 2011-2012 учебном году работали 3 учителей. Со 2 класса дети обучаются английскому языку. Преподавание ведёт учитель иностранных языков.
В 2011–2012 учебном году в образовательном процессе решались следующие задачи:
1. В соответствии с Концепцией модернизации образования продолжить работу по совершенствованию учебного процесса, использовать современные технологии и методики преподавания; внедрять ФГОС второго поколения.
2.Продолжить изучение нового в учебно-методическом курсе «Перспективная начальная школа» и использовать в практике информационные технологии, проектную и исследовательскую деятельность в начальной школе.
3. В целях сохранения жизни и здоровья школьников продолжить работу по выполнению режимных моментов и санитарно-гигиенических норм в учебно-воспитательном процессе.
4. Повышать уровень качества обученности учащихся.
5.Совершенствовать педагогическое мастерство, обобщать и распространять опыт работы лучших учителей, повышать уровень квалификации.
В соответствии с целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
· Повышение квалификации педагогов, включающая: организацию курсовой подготовки, распространение и обобщение передового опыта, предметные недели, методические семинары, заседания методических советов, педагогические советы, диагностику деятельности педагогов, работу методических объединений.
· Введение ФГОС в 1 классе; разработка основной общеобразовательной программы начального общего образования, рабочих программ для 1 класса; создание модели внеурочной деятельности; разработка положения о внеурочной деятельности, разработка должностной инструкции учителя начальных классов;
· Работа с одаренными детьми, включающую организацию школьных олимпиад, конкурсов, участие детей в районных олимпиадах и конкурсах различного уровня, организация исследовательской работы.
· Организация преемственности между детским садом и школой, между начальной и основной ступенями школы.
Изучение личности обучающегося, начиная с первых дней пребывания в школе, коллектив считает одним из важнейших путей индивидуализации обучения, воспитания и развития.
Работа по адаптации первоклассника к школе была построена в соответствии с методическими рекомендациями, нормами СанПиН, согласно составленной программе деятельности ОУ в адаптационный период и в течение всего учебного года.
По итогам дополнительный занятий и итогам адаптационного периода был организован круглый стол с воспитателями ДОУ д.Мокрое по теме «Школа будущего первоклассника» нового поколения»;Алексеева М.Б. познакомила с итогами дополнительных занятий с будущими первоклассниками, руководитель ШМО ЗасоринаГ.Н. рассказала о новой программе дошкольного обучения «Школа будущего первоклассника», познакомила с комплектом учебников и тетрадей, показала презентацию занятия с будущими первоклассниками. Во втором полугодии проведены семинары для воспитателей «Федеральные Государственные требования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы»; «ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего образования».
Программу первого класса усвоили все обучающиеся.
Анализ уровня знаний учащихся 1 классов свидетельствует о том, что все первоклассники овладели программными знаниями, умениями и навыками, что отражено в результатах итоговой диагностической работы:
50 баллов-1 человек
46 баллов-1 человек
45 баллов-1 человек
42 балла-1 человек
41 балл-1 человека
39 баллов-2 человека
Таким образом, 100 % учащихся получили необходимые базовые знания, умения и навыки, у всех детей сформирован познавательный интерес, желание учиться в школе.
С сентября по декабрь посещались уроки в 1 классе, был сделан сравнительный анализ по адаптации первоклассников. Были посещены уроки и дополнительные занятия в рамках введения ФГОС .
Работа по адаптации пятиклассников была построена в соответствии с методическими рекомендациями, нормами СанПиН, согласно составленной программе деятельности ОУ в адаптационный период и в течение всего учебного года. Проведено анкетирование, родителей и обучающихся, посещены уроки, диагностика и сравнительный анализ работы учителя начальной школы Алексеевой М.Б..в 4 классе и 1 четверти 5 класса.
Пятый год начальная школа работает по программе «Перспективная начальная школа». В этом году успешно внедрялись в учебный процесс и применялись компьютерные технологии, которые способствовали формированию умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать и исследовать необходимую информацию, преобразовывать и передавать ее.
Учителя начальных классов: Засорина Г.Н.и Алексеева М.Б. успешно применяли в своей работе уроки - презентации, уроки исследовательского характера с использованием Интернета на уроках окружающего мира, технологии, во внеклассной работе. Многие обучающиеся начальной школы активно использовали в подготовке домашнего задания доклады, сообщения, презентации, что вызывало особый интерес у других обучающихся. Использование информационных технологий (видеозаписи, интернет), а также реальных объектов (магнитофон, компьютер) в учебно-воспитательном процессе свойственно в той или иной мере практически всем учителям начальной школы. Велась работа по преемственности с детским садом, проведены родительские собрания на базе детского сада «Скоро в школу» и на базе школы «Психологическая готовность к школе». Для родителей были приготовлены 2 теста – опроса: «Готовы ли Вы отдавать своего ребёнка в школу» и «Готов ли ребёнок к школе». Родители сами проанализировали итоги теста и выявили для себя моменты, над которыми надо работать, сделали соответствующие выводы.
В январе воспитанники детского сада были приглашены на экскурсию «Знакомство со школой». Итоги работы школы будущего первоклассника показали хорошую готовность ребят. «Школа будущего первоклассника» работала с февраля по май один раз в неделю. Коллектив начальной школы решил продолжить работу по новой программе «Школа будущего первоклассника». Составлен мониторинг готовности будущих первоклассников, по которому проведены индивидуальные консультации с родителями. К сожалению не все выпускники детского сада регулярно посещали дополнительные занятия.
Мониторинг уровня обученности, т. е. сформированности системы качеств знаний, мотивации учебной деятельности ребенка, носил как диагностический, так и прогностический характер и проводился как со стороны администрации (итоговые контрольные срезы по математике и русскому языку за учебные четверти, их обработка и анализ), так и при помощи сравнительной характеристики итоговых отметок за учебные четверти и результатов полугодовых административных срезов, сравнения знаний учащихся с образовательными нормами, сравнения уровня знаний обучающихся с их же прошлыми знаниями в динамике продвижения, сравнения уровня знаний учащихся класса через сопоставление с другими классами, что позволяло принимать нужные управленческие решения в плане организации методической или другого вида помощи учителю, обеспечивало корректировку учебного плана. Был составлен банк контрольных, самостоятельных и проверочных работ по математике, русскому языку, литературе и окружающему миру с 1 по 4 класс с дифференцированными вариантами по программе «Перспективная начальная школа», с последующим анализом и мониторингом типичных ошибок.
Проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с государственными требованиями является важным моментом в организации деятельности школы.
На современном этапе в начальной школе используются как традиционные разноуровневые контрольные работы, так и тестовые. Итоги работ показали, что с тестовыми заданиями обучающиеся справляются с трудом и допускают больше ошибок. Поэтому на заседании ШМО было принято решение, что на следующий учебный год как можно больше давать тестовых заданий, как в печатной, так и компьютерной форме. Разработать с учителями среднего звена единую форму тестовых заданий для подготовки обучающихся к итоговым срезам.
Уровень учебных достижений обучаемых в 2012-2013 учебном году представлен в следующих таблицах:
Входной контроль
|
3 класс |
4 класс |
Русский язык |
22 % |
20 % |
Литературное чтение |
40 % |
50% |
Математика |
30 % |
40 % |
Стартовая проверка знаний показывает средние результаты по предметам.
Согласно плану внутришкольного контроля в мае проводились итоговые контрольные работы по математике, русскому языку, литературному чтению. Наглядно успешность выполнения годового административного среза по математике и русскому языку в 2–4 классах можно увидеть в следующей таблице:
Класс |
Средний балл |
4-й |
3,4 |
3-й |
3,8 |
4-й |
3,5 |
По итогам полугодовых срезов в 4 классе была выявлена динамика и средний балл
Анализ показал, что динамика результатов повышается, результаты значительно выше прошлого года. По мнению учителей начальных классов и из опыта работы других школ, итоговые срезы нужно проводить в конце апреля, так как в мае повышенная утомляемость, спад внимания и мотивации у детей младшего школьного возраста. По решению ШМО в следующем учебном году попробовать провести срезы с 15 по 30 апреля.
В течение 5 лет прослеживалась по индивидуальным картам техника чтения каждого ученика начальной школы, по которым было выявлено, что большая потеря и снижение техники чтения происходит в летний период.
Уже несколько лет индивидуальным мониторингом обучающихся занимаются учителя начальной школы:Алексеева М.Б. Засорина Г.Н. У каждого учителя начальной школы заведена индивидуальная папка с итогами работы по всем направлениям.
В течение учебного года в начальной школе было организовано взаимопосещение уроков по новой программе.
По итогам года учебную программу выполнили все учителя начальной школы.
В 2012-2013 учебном году были проведены следующие мероприятия:
1. Собеседование с учителями начальной школы с целью выявления затруднений и причин их возникновения;
2. Учителя ознакомлены:
а) с психолого-педагогическими и гигиеническими требованиями к современному уроку;
б) требованиями к планированию уроков разных типов;
в) типами и структурами уроков;
г) формами и методами проверки и оценки знаний учащихся.
3. Организовано взаимопосещение уроков с последующим обсуждением. Учителя начальной школы практикуют в своей работе интегрированные уроки, уроки – исследования, уроки с применением новых технологий.
4. В рамках внутришкольного контроля была проверена школьная документация: личные дела, рабочие тетради, дневники, посещены занятия в группе продленного дня, составлены соответствующие справки.
Проводились инструктивно-методические совещания, открытые внеклассные мероприятия, консультации и беседы с учителями и учащимися, малые педсоветы, а также обобщение, изучение и внедрение передового педагогического опыта.; открытые уроки для родителей во 2 классе.
Во втором полугодии успешно проведены предметные недели, по итогам которых был выявлены активные участники. Учителя начальных классов разделили между собой предметные недели. Был составлен план работы по каждой предметной неделе. Обучающиеся с большим интересом отвечали на занимательные вопросы, отвечали на головоломки, разгадывали ребусы, составляли проекты, пробовали своё мастерство в рисунках и поделках, в проектах.
К празднику «Прощание с Азбукой» обучающиеся 1 класса получили ценные подарки от Губернатора Московской области. Диски с познавательным материалом обучающиеся успешно использовали на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
Среди 2-4 классов были проведены школьные туры олимпиад по математике и русскому языку в рамках общероссийской олимпиады школьников. Обучающиеся начальной школы участвовали во 2 всероссийских предметных олимпиадах «Центр поддержки талантливой молодёжи, Алтайский край, г. Бийск. Обучающиеся 2 класса (Засорина Г.Н.) приняли участие в олимпиадах по математике и окружающему миру, 3 класс (Алексеева М.Б.) – математика, русский язык, окружающий мир, английский язык; 4 класс (Алексеева М,Б) – русский язык, окружающий мир; 1 класс (Музалева Л.Б..) – математика, английский язык. Результаты олимпиад будут известны в сентябре.
В начальной школе работала группа продлённого дня, которую посещали 20 обучающихся.
Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. Начальная школа понимает необходимость в программе по сохранению здоровья и активно воплощает в жизнь эту идею. В начальной школе постоянно действуют программы «Полезные привычки», «Здоровое питание» (горячие обеды), «Зарядка перед уроками», «Подвижная перемена».
Наши учителя уделяют большое внимание мероприятиям, связанным со здоровьесберегающими технологиями. Педагоги начальной школы стараются выполнять гигиенические требования к условиям обучения школьников. В течение учебного года рассматривались такие вопросы, как: «О недопустимости перегрузок учащихся в начальной школе», «Домашнее задание как важная организационная форма обучения», «Проведение физкультурных минуток и гимнастики для глаз», на классных часах 1 раз в месяц проводятся уроки здоровья, школьные соревнования, эстафеты. В этом году были проведены в каждом классе открытые классные часы на тему «Здоровье». В летний период работает детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, где отдохнули обучающиеся начального и среднего звена.
Задачи на 2012–2013 учебный год:
· Продолжить работу по совершенствованию содержания образования, внедрению новых педагогических технологий; внедрять ФГОС второго поколения в 1, 2 классе.
· Направить педагогический поиск на достижение высокого качества и эффективности обучения через интеграцию инновационного и образовательного процессов;
Усилить работу с одаренными детьми;
Продолжить изучение и обобщение передового педагогического опыта работы учителей начальных классов;
Продолжить
работу по реализации программы преемственности между детским садом и начальной школой, начальной и основной
школой.