Программы по учебным предметам (краткая характеристика)
Требования ФГОС к программам отдельных учебных предметов – отбор содержания (дидактического и технологического
Детально реализуемое содержание образования представлено в рабочих учебных программах (далее – УП) по предметам и программе формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) лицея.
Структура рабочей УП по каждому предмету учебного плана
Раздел УП | Содержание раздела |
Пояснительная записка | Уточнение общих целей образования с учетом специфики учебного предмета |
Содержание образования | Конкретизация содержания образования, обозначенного в Фундаментальном ядре содержания |
Тематическое планирование | Образец планирования учебного материала, включающий определение основных видов учебной деятельности обучающихся |
Требования к результатам освоения содержания УП | Перечень предметных, метапредметных, личностных результатов. Способы их учета |
Оснащение учебного процесса | Рекомендации по использованию средств обучения и воспитания |
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в следующей таблице:
№п/п | Предметные области | Основные задачи реализации содержания |
1. | Филология | Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности |
2. | Математика и информатика | Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности |
3. | Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. Осознание ценности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме |
4. | Основы духовно-нравстве | Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенство |
5. | Искусство | Развитие способностей к художественно-об |
6. | Технология | Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналити |
7. | Физическая культура | Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни |
Отбор содержания образования в каждой предметной области соотносится с основными элементами социальной культуры: знаниями, способами деятельности, опытом творчества, опытом эмоционально-цен
Программы по учебным предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технологии), реализуемые в школе, направлены на общекультурное, личностное, познавательное развитие, формирование учебной деятельности, развитие коммуникативной компетентности.
Предлагаемая концепция учебных программ основывается на требованиях Государственного стандарта начального общего образования.
Примерные программы по отдельным учебным предметам. Учебные программы по предметам обеспечивают реализацию содержания образования, определенного инвариантной частью, содействуют приобщению школьников к общекультурным и национально значимым ценностям, формированию системы предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научатся осознавать язык как основное средство общения и явление национальной культуры, у них будет формироваться позитивное эмоционально-цен
В результате изучения курса литературного чтения произойдет осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У школьников будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, он будет учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать точку зрения собеседника. Он получит возможность познакомиться с культурно-истори
В результате изучения математики ученики научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений. Учащиеся овладеют основами логического мышления, пространственног
В процессе изучения курса «Окружающий мир» учащиеся расширят, систематизируют и углубят представления о природных и социальных объектах единого мира, овладеют основами практико-ориенти
Рабочие программы по учебным предметам
определяют содержание школьного образования, последовательнос
Все рабочие программы соответствуют государственным образовательным стандартам. Составлены рабочие программы на основе общеобразователь
3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Система оценки – сложная и многофункциональ
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС), система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравстве
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП) и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само‑ и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Система оценки предполагает комплексный и уровневый подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования:личностных, метапредметных и предметных.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизирова
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕЛИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
2.1. Оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденциях развития системы образования.
2.2. Оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования.
2.3. Оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами) и внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую самой школой — обучающимися, педагогами, администрацией).
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
Цели оценочной деятельности:
1. Получение информации о качестве образовательных услуг, эффективности деятельности школы и педагогов.
2. Оценка образовательных достижений обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта.
Принципы оценивания.
1) комплексность: оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся, в ней отражается не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности: способы получения знаний, методы решения учебных задач;
2) содержательность и позитивность: оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика, в оценочной шкале отсутствуют отрицательные отметки;
3) определённость: оценка характеризует конкретные качества работы учащегося, которые обозначены и согласованы перед её выполнением;
4) открытость: оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки;
5) объективность: оценка объективна в том смысле, что не вызывает разногласий и столкновений субъективных ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определённости;
6) диагностичность: оценка несёт информацию о достижениях ученика и о проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность;
7) технологичность: Оценка предполагает соблюдение определённой последовательнос
Требования к оцениванию
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования (п. 13 Стандарта).
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их
индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образованияпроводится школой и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой
оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Правила оценивания
1-. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач(личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойныоценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательног
2-. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет правоскорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. | После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. |
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3. Где фиксировать результаты? Отметки (и их часть) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).
4. По какой шкале оценивать? Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности.
Необходимый уровень — решение типовой задачи, подобной тем, что решали
уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания. Повышенный (программный уровень) — решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
Необязательный максимальный уровень — решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения.
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
5. Когда ставить отметку? За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать контрольную работу.
6. Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок темы), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрирова