Одним из направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание. Работа по патриотическому воспитанию учащихся ведется по программе «Сыны Отечества», целью которой является воспитание гражданских качеств личности: патриотизма, чувства долга, уважения и интереса к истории Отечества, к участникам Великой Отечественной войне.
В течении текущего учебного года (2011/12) работа по военно- патриотическому воспитанию проводилась под девизом: «Помните о тех, кто подарил вам жизнь!».
Это год стал юбилейным для нашей страны – все отмечали 70-е Битвы под Москвой. В селе Мокрое 24 января прошёл митинг, посвящённый освобождению села. В этом торжественном мероприятии приняли участие учителя и учащиеся нашей школы.
Вся работа в текущем году является продолжением воспитательного процесса по направлениям: гражданско-патриотическое, правовое, военно-спортивное воспитание и сосредоточена на массовое участие учащихся в мероприятиях, проводимых в школе, селе, районе.
1. Проводились открытые кл. часы, посвященные Дню народного единства «Что значит быть гражданином», битве под Москвой «Главные сражения Великой отечественной войны», Дню защитника Отечества «России доблестной сыны».
2.Традицией для школьников стала линейка памяти и факельное шествие в день освобождения села (21 января). Это мероприятие школа проводит совместно с КДЦ с.Мокрое и заканчивается оно салютом.
3. Акция «Свет в окне», стала продолжением акции "Добрых дел не бывает много»- кроме поздравлений ветеранов с Днем Победы, в этом году ребята школы приняли участие в празднике, организованным руководителем сельской библиотеки и приуроченному к Дню пожилого человека, а еще была оказана адресная помощь пожилым людям села по подготовке к зиме и благоустройству их участков (уборка мусора с придомной территории, заклейка окон, уборка снега).
4. Ведется в школе экскурсионно-краеведческая работа. Хотя музея в школе пока нет, мы к этому стремимся, собираем материал, оформляем стенды в комнате боевой славы и народных ремесел, многие ребята занимаются в краеведческом кружке в КДЦ и сами проводят экскурсии для учащихся начальной школы. С экскурсиями посещали музей в школе с.Семеновское.
5. Памятных мест на Можайской земле много, а на территории нашего поселения 13 памятников и захоронений. Мы проводим субботники и поддерживает их в хорошем состоянии. Приняли по просьбе главы поселения участие в акции «Памятник у дороги», облагораживали мемориал «Их было десять тысяч» на 141км.Минского шоссе.
6. Главной формой работы по воспитанию гражданской и социальной ответственности, заботы о благополучии своей страны стало воспитание на "живом" примере - для учащихся организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками различных битв, вдовами и тружениками тыла. Мы ведем переписку с ветеранами Пермского краевого фонда мира, в прошлом году они приезжали к нам в школу и проводили урок мужества.
7. В рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию, который проводится в феврале в школе проводилась традиционная работа: уроки мужества, заочные экскурсии-путешествия по местам, связанными с событиями Великой Отечественной войны, тематические уроки по истории, литературе, конкурсы стихов о войне, спортивно-игровой праздник " А ну-ка, парни».
Вся эта работа повышает интерес учащихся к истории Отечества, дает понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению и желание заниматься благотворительной деятельностью.
В 8 районном слете детско-юношеского патриотического объединения «Светозар» команда нашей школы заняла почетное III место в конкурсной программе. Мы готовы достойно выступить и в этом году.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
Цели и задачи Программы.
Под патриотическим воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
Целью является поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.
В качестве основных задач выступают:
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и вне урочной системы программных мероприятий;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.
- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения.
В основу работы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени, как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Кроме этого снижение воспитательного воздействия; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации.
Необходимо обеспечивать пронизанность патриотизмом все основные школьные мероприятия, чтобы он становился для нас важнейшей духовной и социальной ценностью укрепляющей основы российской государственности.
Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:
- повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
- раскроется понимание истинного значения интернационализма;
- не получают широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;
- проявляется устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.
Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания школы остаются:
1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.
2. Совершенствование деятельности администрации школы в районе патриотического воспитания школьников.
3. Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников.
Оценка эффективности работы:
В результате ожидается:
- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
- формирование гражданской грамотности учащихся;
- внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;
- обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени идеологического противостояния, возрождение духовных ценностей школьников;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края;
- улучшение условий для формирования патриотических чувств
Привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.
Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.
Мероприятия по патриотическому воспитанию
Наименование мероприятий
1. Участие в районных конференциях, семинарах, и совещаниях, проводимых в рамках областной программы «Патриотическое воспитание граждан на 2006-2010 годы»
2. Участие в смотрах –конкурсах:
- на лучшую комнату боевой, воинской и трудовой славы в школе;
- «Песни и строя» в школе
3. Тематические линейки по истории России ,символике России , традициях России, знаменитых людях России.
4. Участие в акции «Вахта памяти»:
-встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
-линейки, посвященные памятным датам истории;
-общешкольная линейка, посвященная празднованию Дня Победы
5. Участие в районных слетах школьников «Школа безопасности»
6. Участие в областной спартакиаде школьников по военно-прикладным и техническим видам спорта.
7. Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» в школе, в районе
8. Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников.
9. Организация традиционных встреч:
- ветеранов с учащимися школ, посвященных Победе в ВОВ 1941-1945 г.
- с воинами-интернационалистами;
- с призывниками;
- с творческими людьми;
10. Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.
11. Участие в конкурсах проектов:
Я – гражданин России,
Патриотическое воспитание в школе,
Благоустройство поселка и села
12. Уxастие в районном, школьном конкурсе патриотической песни.
13. Проведение уроков мужества, посвященных Дню Победы.
14. Проведение легкоатлетического кросса, посвященного Дню Победы
15. Мероприятия, посвященные православным праздникам и обрядам
16. Проведение памятных дней:
- День Победы
-День вывода войск из Афганистана
- День защитников Отечества
17. Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов
18. Использование символов Российской Федерации при проведении школьных мероприятий.
19. Организация экспозиций в комнате боевой славы к Дню Победы