УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «Мокровская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014учебный год.
Пояснительная
записка
Учебный (образовательный) план составлен на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования и с учетом особенности и специфики деятельностного подхода.
Учебный (образовательный) план определяет:
- перечень образовательных областей: филология, математика,
обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры
народов России, искусство, технология, физическая культура;
·
перечень учебных курсов;
·
перечень компонентов
внеучебной образовательной деятельности, организованных в разных формах
(клубной, студийной, секционной, кружковой, тренинговой, в общественно-полезных
и социальных практиках) за пределами урочных занятий, с указанием объемов за
учебный год и возрастов (годов обучения) учащихся.
·
соотношение между
обязательной (инвариативной) частью, формируемую в соответствии с
требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80% от общего нормативного времени,
отведенного на образовательную область и вариативной частью, которая составляет
20% от общего нормативного времени, отведенного на образовательную область,
которая предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов
(дисциплин), модулей обязательной части образовательной области или добавления
новых с учетом интересов и склонностей учащихся, мнений их
родителей (законных представителей) и педагогических работников;
·
индивидуальные и групповые
внеурочные (внеаудиторные) занятия обучающихся;
·
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
· перечень учебников
3.1. Учебный план обеспечивает достижение цели и выполнение задач.
·
Цель:
Ученик, способный к организации своей учебно-познавательной деятельности, к
самоконтролю и самооценке, к проявлению толерантности в общении, к осознанному
пониманию ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
- Задачи:
·
-
формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения
образования в основной школе;
·
-
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения
учебных задач;
- - формирование
УУД учащихся как основы их
учебно-познавательной деятельности;
- - сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
- - формирование уважительного отношения к другим странам, народам, их традициям.
3.2. Нормативно-правовая база учебного
плана
муниципального общеобразовательного
учреждения
«Мокровская средняя общеобразовательная школа».
Учебный план
образовательного учреждения разработан на основе следующих документов:
-
Конституция
Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря
-
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об
образовании" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16
ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13
февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8,
23 декабря 2003 г., 5марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9
мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29
декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18,
24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25
декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля, 10 ноября, 17, 21, 27 декабря
2009 г., 8 мая, 17 июня, 27 июля, 28 сентября, 8 ноября 2010 г.)
-
СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»
№ 189 от 29.12.2010г.
-
Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена 04 февраля
-
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»
-
Постановление Правительства Российской Федерации
от 24 февраля 2009 г. N 142 «ПРАВИЛА
разработки и утверждения федеральных государственных образовательных
стандартов»
-
Приказ № 373 от 06 октября 2009 года
Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и
введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего
образования»
-
Федеральный образовательный стандарт
начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и
науки РФ от 06 октября 2009 года № 373)
-
План первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010
год. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.201 г.
№ 246-ру.
-
Выписка из протокола заседания
Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
-
План-график введения ФГОС начального общего
образования. Утвержден на заседании Координационного совета при Департаменте
общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Протокол от 27-28 июля 2010 года № 1.
-
Приказ от 26 ноября 2010 г. № 1241
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
- Приказ от 24 декабря 2010 г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014учебный год»,
согласно приказа министерства образования Московской области от 02.08.2013г
№2958 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для
общеобразовательных учреждений в Московской области» утвержден Региональный
базисный учебный план для общеобразовательных учреждений в Московской области,
реализующих программы общего образования на 2013/2014 учебный год с
01.09.2013года
3.2.
Общая характеристика учебного плана.
Учебный
план состоит из двух частей: обязательной (инвариантной) и вариативной.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных
предметов для реализации Образовательной программы и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения. Каждый учебный предмет решает
собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с
требованиями Стандарта.
Основные задачи реализации содержания
учебных предметов:
Филология (русский язык, литературное
чтение, иностранный язык) -
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Математика - развитие математической речи, логического и
алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных
представлений о компьютерной грамотности.
Окружающий мир - формирование уважительного отношения к семье,
населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны,
ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения
в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Основы
духовно-нравственной культуры народов России - воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской
этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности России.
Музыка, изобразительное искусство - развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и
музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру.
Технология
- формирование опыта как основы
обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при
изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта
практической преобразовательной деятельности.
Физическая
культура - укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
В
соответствии с письмом Минобрнауки России от 08.10.2010г. № ИК – 1494\19
введен третий час физической культуры во всех классах начального образования.
Вариативная часть учебного плана (2-4 классы) используется для более
основательного изучения обязательных учебных предметов, изучения других
предметов, проведения занятий по выбору (проектная деятельность, практические
занятия, экскурсии).
Отдельную
часть учебного плана составляет внеурочная
деятельность: спортивно-оздоровительное (конкурсы, соревнования, кружки,
секции), художественно-эстетическое «Город мастеров», «Музей в твоем классе»; военно-патриотическое (экскурсии, конференции, игры,
поисковые исследования), эколого-биологическое «Путешествие в мир экологии»,
«Мы и окружающий мир», «Изучение природы родного края», «Юный любитель
животных», Результаты внеурочной деятельности не являются предметом
контрольно-оценочных процедур.
В
разделе внеурочная деятельность
предусмотрены разные виды образовательной деятельности. Данные занятия проводятся по выбору учащихся с
согласия законного представителя.
Продолжительность
учебного года:
в
1 классе — 33 учебные недели;
во
2—4 классах — 34 учебных недели.
Продолжительность
каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом
– не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе в феврале устанавливаются
дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность
учебной недели составляет 5 дней. Продолжительность урока составляет: в 1
классе – 35 минут (1 полугодие),45 минут – 2 полугодие; во 2-4 классах – 45
минут.
Домашние задания даются обучающимся с учётом
возможности их выполнения в следующих пределах во
2-ом – до 1,5 ч., в 3-м – от 1,5 до 2 ч., в 4-м-до 2 ч.
Данный план, как и программа, предусматривает изучение иностранного языка
со 2 класса. Предмет «Иностранный язык»
изучается во II - IV классах по 2 часа в неделю, что достаточно для
освоения иностранного языка на функциональном уровне.
«Информатика и
информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)», направленные на
обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III - IV
классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология». Модулем учебного предмета
«Технология (труд)» является
«Информатика и ИКТ», которая изучается с 3 класса и направлена на
развитие способностей обучающихся ориентироваться в окружающей его информации и на формирование
умений использовать простейшие информационные средства и технологии для решения
повседневных учебных и бытовых задач.
Федеральный
компонент обеспечивает реализацию
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса.
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа,
общество)» является интегрированным курсом по следующим направлениям:
обществознание, естествознание, основы безопасности жизнедеятельности,
экологии. Он изучается с 1 – по 4 классы по 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Физическая культура» в 1 – 4 классах
представлен 3 часами физической культуры с целью увеличения двигательной
активности, снятия учебной аудиторной нагрузки, укрепления здоровья
обучающихся, развития физических качеств.
Компонент образовательного учреждения учебного плана (не предусмотрен в 1-3 классах) учитывает образовательные потребности и интересы обучающихся школы в пределах допустимой нагрузки обучающихся (в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями). В этих целях учебный план предусматривает время: