Реализуемые в школе программа воспитания и социализации обучающихся соответствуют миссии, целям и особенностям школы, запросам и интересам обучающихся.
1.Программа воспитательной работы.
Стратегическими целями воспитания являются:
•создание условий для полноценного раскрытия духовных устремлений обучающихся, их творческих способностей, для формирования активной гражданской позиции, социально значимых ценностей, гражданских и профессиональных качеств, ответственности за принятие решений;
•создание атмосферы подлинной и постоянной заботы об учениках, их социальной поддержки;
•освоение обучающимися новых социальных навыков развитие культуры социального поведения с учетом открытости общества и динамики общественных отношений.
Для реализации этих целей необходимо решить следующие задачи воспитания:
-систематически обсуждать актуальные проблемы воспитания обучающихся на педагогическом совете и методических объединениях с выработкой конкретных мер по совершенствованию воспитательной работы на уроках и внеурочный период;
-обеспечить активное участие в воспитательном процессе всего преподавательского состава, организовав обучение преподавателей через систему проводимых методических семинаров;
-поддерживать в учреждении среду доверия и понимания учащихся, находить пути решения текущих вопросов;
-систематически проводить воспитательную работу по всем направлениям воспитания: гражданскому, патриотическому, нравственному, эстетическому, трудовому, правовому, физическому психологическому и др.;
-расширить спектр работы самоуправления;
-в полной мере реализовать воспитательный потенциал учебной и научной работы;
-привлекать к участию в воспитании школьников деятелей науки и культуры, искусства и религии, политики и права, работников других сфер общественной жизни;
-добиваться органической взаимосвязи
учебного процесса с внеучебной воспитательной деятельностью, сферой дополнительного образования;
-обеспечить систематическое отслеживание (мониторинг) интересов, запросов, ценностных ориентаций учеников и их родителей как основы планирования воспитательной работы.
Структурные блоки воспитательного
процесса:
воспитание во время учебного процесса, через изучаемый предмет;
воспитательная работа во внеучебное время;
развитие классного самоуправления и детской организации;
воспитательная работа в системе дополнительного образования.
Приоритетные направления воспитательной работы:
гражданско-патриотическое воспитание;
нравственно-эстетическое воспитание;
экологическо-трудовое воспитание;
физкультурно-оздоровительное воспитание;
самоуправление в школе и в классе;
информационно-правовая работа.
.
2.Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальных классов.
Цель программы:
-воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России;
Задачи духовно-нравственного воспитания
определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности,
патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства-Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
-элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
-элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
-интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
-уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
-ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
2) Воспитание нравственных чувств и
этического сознания:
-первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
-представления о правилах поведения
в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
-элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
-уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
-установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
-стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
-представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
-отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3) Воспитание трудолюбия, творческого
отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
-уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
-элементарные представления об основных профессиях;
-ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
-элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
-первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
-умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
-умение соблюдать порядок на рабочем месте;
-бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально
-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
-элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
-первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
-первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
-отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
-развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
-ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
-элементарный опыт природоохранительной деятельности;
-бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к
прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
-представления о душевной и физической красоте человека;
-формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного;
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным творчеством;
-стремление к опрятному внешнему виду;
-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
3.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Цель программы:
-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
•сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
•сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
•дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;
•сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
•научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;
•сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
•сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности,
научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
•обучить безопасному поведению в
окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;
•сформировать навыки позитивного общения;
•научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
•сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
5.Правильное питание - путь к здоровью и успешному обучению.
Цель программы:
обеспечение здорового питания обучающихся в целях сохранения и укрепления их здоровья, а
также профилактики заболеваний.
Задачи программы:
-обеспечение обучающихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
-обеспечение доступности школьного питания ;
-гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в
питании;
-предупреждение (профилактика) среди обучающихся инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
-пропаганда принципов здорового и полноценного питания;
-организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.
Направления программы:
Организация рационального питания
воспитанников и обучающихся.
Обеспечение высокого качества и безопасности питания.
Увеличение охвата горячим питанием, доведение до 100%.
Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.
-Пропаганда принципов здорового и
полноценного питания.
-Обучение кадрового состава работников
пищеблока современных технологиям.
При реализации учебного плана используются учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 года № 2885.
Учебные пособия и электронные образовательные ресурсы используются в соответствии с Письмом Минобрнауки России от 01.04.2005 №03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений и задачами школы обеспечить каждому ученику получение образования на уровне государственных стандартов, предоставить возможность расширенного образования по отдельным предметам в рамках выбранной области с учетом интересов обучающихся и уровнем их подготовки.
Лабораторное оборудование укомплектовано, соответствует требованиям санитарных правил и норм.
Используемые учебные пособия, учебное и лабораторное оборудование соответствуют реализуемым учебным программам.
Выбор используемых учебников, учебных пособий, учебного, интерактивного и лабораторного оборудования основан на результатах анализа и обобщения опыта применения в педагогической практике и с учетом направленности и уровня программ.